Пресса о нас

«Рынок очковой оптики в Африканском регионе. Компания Essilor в партнерстве с российской компанией выводит рынок на новый уровень» Африканский Актив № (1) 2017
Компания Essilor и компания ИТигрис завершили первый этап реализации проекта по развитию инфраструктуры для заботы о зрении в Африке.

Из двух с половиной миллиардов человек во всем мире, которым требуется коррекция зрения, пол миллиарда живут в Африке. Нехватка оптометристов, врачей-офтальмологов и соответствующей инфраструктуры для предоставления услуг по уходу за зрением привели к тому, что в настоящий момент Африка лидирует по количеству слепых (более 1% от всего населения). Основными причинами слепоты в Африке являются катаракта, трахома и глаукома. Также стоит отметить, что основная масса населения – это люди с низким уровнем дохода, которые не могут позволить себе качественное обследование в клинике и покупку очков с хорошими линзами. Таким образом, основными проблемами африканцев в области профилактики зрения являются дефицит специалистов по зрению, недостаточное количество оптических салонов, низкие доходы, а также низкая осведомленность населения о важности здоровья глаз и коррекции зрения при необходимости.

Инвестирование в неразвитые регионы

Рынок Африки, один из самых сложных и разнообразных развивающихся рынков мира, по праву считается наиболее перспективным. Стимулирующая экономическая политика государств, общий тренд бурного развития, поддержка мировыми сообществами, невысокие операционные затраты по ведению бизнеса, а также множество недостаточно развитых отраслей привлекают к нему разнообразные инвестиционные проекты, в частности в области здравоохранения и улучшению качества жизни в целом. На сегодняшний день инвестировать в страны Африки могут, в основном, крупные международные корпорации, способные выстроить собственную бизнес-модель и развивать определенную стратегию экспансии, ожидая возврата вложенных средств лишь в долгосрочной перспективе.
Так, компания Essilor, мировой лидер в области продаж, а также качества материалов и покрытий очковых линз (бренды Essilor, Nikon, Kodak, BBGR и др.), приняла решение об инвестировании в Африканский регион. На все африканские государства приходится около 4% всех сотрудников компании. Деятельность компании, помимо производства линз и оптического оборудования, направлена на создание доступной оптической инфраструктуры для людей в неразвитых регионах. В африканском регионе в среднесрочной перспективе в планах Essilor создание около 660-ти современных точек продаж очковой продукции.

Создание доступной инфраструктуры для заботы о зрении

Проект по созданию точек продаж преследует сразу несколько глобальных целей в регионе: создание новых рабочих мест, поддержка предпринимательской среды, содействие организации обучения кадров, улучшение качества жизни населения за счет реализации проектов в сфере здравоохранения.
Для достижения целей проекта планируется построить многочисленную сеть оптик в разных странах Африки по модели франчайзинга с тем, чтобы широко охватить торговыми точками сельскую местность, занимающую до 70% территории отдельных стран.
Одной из основных задач является создание центров проверки зрения. В настоящее время в большинстве африканских государств профилактический осмотр зрения осуществляется в местных больницах, при этом часть из них не имеет специалистов в данной области. Essilor в партнерстве с австралийским институтом (Brien Holden Vision Institute) уже запустил проект по открытию центров проверки зрения в 52 больницах в республике Малави.
Помимо отсутствия развитой розничной инфраструктуры оптических салонов для населения, дополнительной проблемой остается ненадежная структура оптовой торговли. Поэтому следующей основной задачей инвестиционного проекта является создание оптимальной дистрибьюторской сети, представляющей продукцию Essilor в Африке.
Несомненно, одну из наиболее важных ролей для успешной реализации проекта инвесторы отводят персоналу, который должен обладать специальными знаниями и иметь соответствующую квалификационную подготовку на всех этапах сетевого обслуживания, от дистрибуции до ритейла. Essilor будет производить обучение персонала и сертификацию работников по разным направлениям, покрывая 5 основных областей: основы оптометрии, изготовление очков, маркетинг, продажи и управление финансами.
Для создания здорового спроса на очковую продукцию и повышения осведомленности населения о мерах предотвращения глазных болезней создаются специальные программы обучения. Посредством таких программ Essilor повышает уровень информированности населения и надеется, что здоровый образ жизни и забота о зрении станет частью повседневной жизни населения Африки.

Бизнес-модель с пониманием особенностей рынка

С выходом на новый рынок необходимо учитывать его специфику. В частности, Африканский рынок оптики находится в зачаточном состоянии. С сожалением стоит отметить, что население Африки не уделяет должного внимания профилактике ухода за глазами, население в большинстве своем имеет низкий уровень жизни, а современные характеристики оптических линз и их возможностей широко не известны. Все эти факторы оказывают влияние на выбор оптимальной бизнес-модели, при которой используемая маркетинговая стратегия должна быть направлена на максимально простой, понятный потребителю и недорогой продукт.
Поэтому передовая в своей отрасли компания Essilor разработала гибкую систему по созданию точек продаж с 3-мя разными моделями распространения – небольшая торговая точка, магазин и офтальмологический центр. По мере развития рынка, предполагается, что количество последних будет увеличиваться с бОльшим темпом. Каждая точка продаж представляется в виде шоу рума, где товар представлен в единственном образце. Это позволяет существенно сократить товарные остатки магазина, а также снижает стоимость открытия такой торговой точки и эксплуатационные расходы. Процесс продажи облегчается до нескольких простых шагов – клиент предоставляет рецепт на очки, выбирает оправу из небольшого числа образцов, а также выбирает желаемые свойства очков из нескольких доступных (например, «очки для компьютера», или «затемняющиеся на свету»). Система автоматизации магазина сама определяет характеристики очковых линз, удовлетворяющих заказу и е отправляет данные о заказе дистрибьютору, который комплектует его, изготавливает очки и отправляет готовые очки в оптику. Данный подход позволяет снизить требования к уровню подготовки персонала оптики, а также отказаться от изготовления очков непосредственно в оптике.

Сильное партнерство

Для разработки и стандартизации процессов по приему и выполнению заказов на изготовление очков во всех охватываемых странах, а также централизованного контроля конечных продаж компании Essilor понадобился надежный партнер по автоматизации бизнес-процессов в сфере оптики. Таким партнёром для Essilor стала российская компания «ИТигрис».
Компания «ИТигрис» — лидер отрасли очковой оптики в области программного обеспечения, уверенно выходящий на мировые рынки. Компания успешно функционирует на рынке очковой оптики с 2009 года, специализируясь на разработке программного обеспечения для всех участников рынка, салонов и сетей оптики, а также дистрибьюторов и производителей. Основным продуктом компании является ИТигрис Оптима, современная система автоматизации салонов оптики, предоставляемая как Интернет-сервис. Каждая 15-ая оптика в России использует систему ИТигрис Оптима, а на мировом рынке она уже завоевала доверие клиентов из Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Болгарии и Молдовы.
Специально для рынка Африки компания «ИТигрис» разработала программное обеспечение согласно требованиям проекта, представленного Essilor. В первую очередь, система обеспечивает удобный заказ и учёт товара для оптик. Процесс продажи максимально облегчен как для сотрудника оптики, так и для клиента. Для оформления заказа клиенту необходимо ответить на несколько простых вопросов. После этого система самостоятельно подберет необходимые линзы в соответствии с требованиями клиента, а заказ будет доступен для просмотра дистрибьютору. Такая система получила свое название – Оптима Light – благодаря максимальной простоте в использовании. В свою очередь, для дистрибьюторов был разработан «модуль для оптовой торговли», позволяющий, получая товар от Essilor, автоматически ставить его на учет, сохраняя информацию о параметрах товара. Соответственно, в системе доступа Essilor отражается вся информация, в том числе аналитическая, как по работе с дистрибьюторами, так и по конечным продажам. Между разработанными системами обеспечен двусторонний обмен данными для поддержания актуального статуса информации.
Таким образом обеспечена полная автоматизация всех процессов от формирования заказа через производство и поставку до выдачи конечному Клиенту.

Актуальный статус и планы на будущее

На данный момент на заключительном этапе находится внедрение системы в Замбии и ЮАР. Компания ИТигрис оказывает техническую поддержку второго уровня для целей внедрения. В ближайшее время планируется выход на рынок Эфиопии и другие страны. Компания Essilor централизованно продвигает Optima на африканский рынок и субсидирует проект. В планах Essilor до 2020 года запустить проект более чем в 20 странах.

Перспективы Африканского рынка

Стоит отметить, что проблемы обеспечения населения Африки эффективной функционирующей инфраструктурой для заботы о зрении носят масштабный характер и требует коллективной вовлеченности. Множество организаций, коммерческих и некоммерческих, участвуют в развитии рынка оптики в Африке. В том числе компания Essilor привлекает межотраслевых партнеров для реализации своего проекта. Уже через несколько лет оптических центров, салонов и магазинов в регионе будет еще больше. Понимание нужд внутреннего рынка и барьеров, которые нужно преодолеть для реализации инвестиционных проектов, не только выводит компанию Essilor и ее партнеров на новый рынок, но и позволяет принести настоящую пользу целым народам и странам, делая профилактику зрения и уход за своим здоровьем доступными для всех.