Краткий обзор российского рынка оптики – 2016

Постоянно растущий спрос

Согласно данным маркетингового исследования, проведенного консалтинговой компанией «Технологии Роста» в 2015 году, практически каждый второй житель среднего или крупного города России имеет дефекты зрения, 10% городского населения регулярно, не реже 1-2х раз в год, обращается к врачам офтальмологам с целью проверки зрения и назначения средств коррекции зрения. При этом 42% потребителей производят замену очков 1 раз в 2-3 года, 15% — 1 раз в год и 40% — 1 раз в 4-5 лет, причем в Москве и Санкт-Петербурге показатель частоты замены очков значительно выше общероссийского.

Количество и география салонов оптики

Современный рынок оптики России включает в себя более 20 000 оптик, в структуре которых порядка 8 000 единиц – салоны (в соответствии с данными информационного портала weboptica.ru в настоящее время в России насчитывается 7325 салонов оптики). Следует отметить, что в настоящее время число сетей оптик с количеством торговых точек более 35 (с учетом франчайзи) составляет 5 единиц, однако ни одна крупная торговая сеть оптики не владеет более чем несколькими процентами рынка оптики.

Согласно авторам научной работы «Анализ стратегии развития рынка очковой оптики в национальной экономики России и ее регионов» Даниловой И.Б. и Прониной С.В. на каждые 30 000 жителей населенного пункта необходим полноценный салон оптики. В России же в среднем на 20 000 жителей приходится один салон оптики. А в некоторых регионах (например, в Северо-Западном федеральном округе) 1 салон приходится на 10 000 — 11 000 жителей. В Санкт-Петербурге приходится на 1 салон 7 000 — 8 000 жителей. В целом салоны оптики территориально расположены очень не равномерно. Особенно большие различия наблюдаются между городской и сельской местностью.

Статистические данные за 2016 г. Позволяют сделать вывод о том, что большинство участников оптического российского рынка заняты производством и реализации таких продуктов и услуг как очковые оправы (более 25%), солнцезащитные очки (чуть более 15%), очковые линзы (10%) и аксессуары (10%).

Рисунок 1. Структура размещений участников российского рынка оптики по географическому критерию в 2016 г., %
В соответствии с данными Оптического справочника 2016 большинство салонов рынка оптики сосредоточены в крупнейших городах РФ – Москва и Санкт-Петербурге (рис. 1), что оказало влияние и на структуру размещения участников оптического рынка РФ по федеральным округам: наибольшее число объектов сосредоточено в Центральном федеральном округе (около 40%) и Северо-Западном федеральном округе (около 20%).

Сегментация розничной торговли

Различают три основных формата точек продаж оптических коррекционных средств.

К низшему сегменту, как в плане цены, так и качества продукции, относятся представители масс-маркета: уличные и рыночные стенды, стенды в метро, магазинах, аптеках и т.п. Там продаются исключительно готовые изделия, крупными партиями прибывающие к нам в первую очередь из стран Азии. Там же присутствуют иногда очки и очковые оправы российских заводов-производителей. Рядом с диоптрическими очками – солнцезащитные аналогичного качества. Стоимость готовых изделий редко превышает 500 – 700 рублей. За дешевизной стоят низкое качество стекол и пластика, которые легко царапаются, мутнеют, а также плохое центрирование, в конечном итоге только усугубляющие проблемы со зрением.

В крупных торговых и административных центрах обычно располагаются магазины оптики более высокого класса. На их стендах и витринах обычно представлены очковые оправы, линзы, и средства по уходу, если и не принадлежащие к известным брендам, то, по крайней мере, имеющие подтверждения о безопасности для здоровья. Главным отличительным признаком такого магазина-салона является наличие офтальмолога и хотя бы минимального набора оборудования и приборов типа рефрактометра, кератометра, щелевой лампы. В кабинете офтальмолога, занимающем не менее 18 кв.м, покупателям проверяют зрение и подбирают линзы. Очки изготавливаются по индивидуальному заказу. Средняя стоимость очков в таких магазинах-салонах составляет не менее 1500 – 2000 рублей. Площадь салона-магазина оптики вместе с кабинетом офтальмолога – 40- 50 кв.м.

Салоны оптики, относящиеся к классу «премиум» отличатся от магазинов-салонов ассортиментным рядом, включающим самые модные бренды. Их покупатели не только исправляют свое зрение, но и подчеркивают свой статус с помощью приобретаемых товаров. Верхняя граница стоимости изготовленных очков теряется где-то за 50 000 рублей, оправы дешевле 1 000 руб. почти не встречаются. Больше всего в российских салонах представлены итальянские оправы. Площадь премиум-салонов составляет от 100 кв.м.

На продажи через салоны оптики приходится 50% рынка в стоимостном выражении (в двух российских столицах – 65%), а остальное – на нецивилизованную торговлю (рынки, лотки) и продажи через интернет . Эксперты отмечают тенденцию сокращения на рынке индивидуальных магазинов, связанную с ростом культуры потребления и увеличению требований к качеству товаров и уровню сервиса. Более высокий уровень обслуживания, качество услуг и ассортимент чаще потребители ожидают и находят в сетевых магазинах, нежели у «частников».

ИТигрис Оптима в работе салонов оптики РФ

В настоящее время каждая пятнадцатая оптика в России пользуется услугами ИТигрис Оптима, при этом география использования системы уже давно вышла за географические рамки РФ – всего среди клиентов ИТигрис Оптима насчитывается более 100 сетей оптики, расположенных в городах России, СНГ, Европы и Африки, при этом основная доля российских пользователей системой сосредоточена в Центральном федеральном округе – 34% – и Северо-западном федеральном округе – 21% (рис.2).

Структура по географическому признаку2

При рассмотрении структуры пользователей ИТигрис Оптима необходимо отметить, что «портрет клиента» выглядит как сетевые магазины-салоны, включающие в себя в среднем 4 объекта (число объектов наиболее крупных сетей достигает 12).

Информация подготовлена на основании данных Российской Ассоциации франчайзинга, группы TEBIZ, официального сайта газеты «КоммерсантЪ», Оптического справочника 2016, данных компании «ИТигрис»